Warning!

Недетский контент

Соня Грезе: сказка о потерянном менеджменте

#mgmt

Рано или поздно перед каждым музыкантом встает вопрос: музыка — это карьера или хобби? Если хобби, то можно в свободное от офиса время давать раз в год концерты. Желательно — в субботу или воскресенье. Если хобби уже переросло простое увлечение, занимает все больше времени и требует больших вложений — стоит задуматься о карьере. А карьера полноценного артиста невозможна без менеджмента.

Бойцов музыкального тыла незаслуженно обходят стороной, а зря. Если у хип-хоп индустрии России ВКонтакте было бы СП с менеджментом, то там бы было «все сложно». Труду сотен людей не придают особого значения, не понимая, что от хорошей продуманной менеджерской команды во многом зависит долгосрочность карьеры.

Дима Магадов, менеджер «ЛСП», Сюзанны, «Мальбэк»

 
Я начал следить за русским рэпом с 2008-го и мне стало интересно, почему некоторые артисты грамотно себя подают и у них получается, а другие, делая неплохие песни, не могут себя продать. Я вникал в тему и потихоньку продвигал ноунеймов. Сначала это были друзья по Вконтактику, потом Подземный Принц Хатт и лейбл «Ренессанс». Позже меня заметили некоторые деятели из «Букинг Машин» и предложили поработать. Однажды я просто приехал в Киев пить пиво к своему другу по интернету, а сейчас одному из лучших друзей, Андрею Недашковскому, и мы вместе пошли и устроились на «Кружева Мьюзик». Как-то так.

Андрей Орехов, менеджер Хаски

 
С Димой (Хаски) мы познакомились в декабре 2016 за 4 часа до моего рейса в Тай, куда я уезжал на месяц. До этого в ноябре я посмотрел клип «Пуля-дура» и подумал, что это самое крутое, что я видел в рурэпе. У меня был определённый бэкграунд, достаточно большой опыт работы в концертах: в основном с зарубежными артистами на больших шоу. Я связался с ребятами, предложил быть их тур-менеджером. Им нужен был директор. Мы провели с Димой деловую встречу в фудкорте торгового центра, недалеко от его дома, потом я подвез его на своей Ниве обратно, попутно обсуждая возможные пути продвижения.



Карьера у манагеров начинается задолго до того, как уважаемый хайповый артист ставит его в контакты вк с пометкой «концертный директор/пиарщик/пресс-секретарь/менеджер и тд». У группы 25/17, например, все вышеперечисленные должности занимает один человек. У «Би-2» есть сложная выстроенная иерархия менеджмента





Если сравнивать с США, то наша индустрия это детский сад по переворачиванию игр путем публикаций релизов на сайте за флоу. С менеджментом так же.

Есть крупные востребованные и много лет гастролирующие артисты типа Басты.



Есть артисты из серии «ну так получилось», как Слава Гнойный, который вытянул счастливый билет, купил квартиру и собрал все возможные профиты до того как у него появилась хитовая песня «Грустные танцы».



А есть те, кто записал «патимейкер», выстрелил и пытается быстро монетизировать выстрел, но не может конвертировать этот пшик в долгосрочную карьеру артиста. Потому что у таких, у которых «разделились на команды, пока мы дули дули», нет грамотного менеджмента, который бы в какой-то момент сказал «ты заигрался в эти свои тыц-тыц, иди пиши песни». «Дискотека века» не вечна, она довольно быстро заканчивается.



 
ДИМА
В первую очередь задание менеджмента — ничего не испортить и привнести что-то в деятельность артиста. Но если артист сам не интересен как личность, его не вытянет ни один менеджмент, каким бы грамотным он ни был. Можно прилагать любые усилия, покупать хитовые песни, как делают некоторые, но если ты ничего в себе не несешь, это никто не компенсирует. Никакие хиты сейчас так не работают, как сам артист. Всё исходит от него. На то, чтоб сымитировать деятельность музыканта и навязать обществу свои идеи от чьего-то имени, времени ни у кого не хватит. Это как жить чужую жизнь. Поэтому я работаю с артистами, которые на мой взгляд точно выстрелят и не берусь за провальные, на мой взгляд, проекты.



В идеальной параллельной вселенной Элджей указан в треке впереди Федука с самого начала, все перестали думать, что я просто какая-то там очередная бывшая Оксимирона, а менеджмент отечественных рэперов четко осознал свои функции: продюсирование, промоушен и координирование. На деле, конечно, бывает, приходится сталкиваться с суровой реальностью: кого-то забыли внести в список на концерт; артист думает, что аренда клуба стоит больше и манагер кладет разницу себе в карман; перед концертом толпой вписанных в гримерку левых людей выжирается весь райдер и после концерта артист не может найти даже воды, чтобы попить; выгодные предложения прое**ваются из-за того, что кому-то лень лишний раз разгрести почту, или эта почта нигде не указана и заинтересованные компании не могут понять, куда же отправлять коммерческое предложение. Еще чаще под лозунгом «я никому не доверяю меня трудно найти легко потерять и невозможно забыть» артист самостоятельно занимается своим менеджментом. Это примерно как если бы вы попытались отсосать сами себе: вроде и конечная цель достигнута, но со стороны это все выглядит так себе.



 
ДИМА
Я был причастен ко многим проектам как с точки зрения СММ, так и в менеджменте. Конкретно сейчас мои проекты — группа «ЛСП» и «Мальбэк» с Сюзанной.
Я понимаю под менеджментом всё: от промоушна до концертных вопросов. Менеджмент — это управление. Сам артист занимается менеджментом вместе с людьми, которые понимают, что нужно для дальнейшего развития проекта.
Менеджмент — управление, так что нужно покрывать не только список востребованностей артистов, как многие у нас делают, но и заниматься общей стратегией проектов, разбираться в рынке, планировать график релизов и иногда даже вносить коррективы в имидж артиста, если вы вместе решили, что это необходимо. Задачи бывают самые разные и необходимо уметь интегрироваться во всё, что касается общего успеха проекта.

АНДРЕЙ
Меня называют по-разному: директор, пиар-директор, концертный директор, продюсер (это я всё выяснил из злополучного гетконтакта). Мне больше всего по душе "менеджер", потому что слово это максимально нейтральное и, как у нас в стране принято, оно ничего толком не означает. Будучи менеджером артиста, я занимаюсь достаточно большим пулом вопросов — организация концертов, заключение договоров, переговоры с кем бы то ни было, логистические вопросы, бухгалтерия, бумажки, налоги и вежливые отказы предложениям фитануть. Такое разделение труда очень верное, ведь артисту нужно заниматься в большинстве своём творчеством и воплощением идей, звукорежиссеру нужно превращать эти идеи и наброски в конечный продукт, менеджер должен обеспечить все остальные прелести жизни — договориться о распространении контента, промо и концертах. Каждый занимается своим делом в одной команде.



В общем, ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. И еще немного экстрасенс. Ведь надо предугадывать про**бы и человеческий фактор. Сессионный музыкант на студии в Лондоне может заболеть, и ему понадобится замена. Ахахахаах ладно, шучу. Какие сессионные музыканты у русских реперов.

Кстати, у вас бывало такое, что вы просыпаетесь утром, а новых релизов навалено, как говна? Обычно это случается в ноябре и апреле. До этого можно увидеть великое множество анонсов анонса альбома в том же твиттере артиста, ретвиты его знакомых с рецензиями Воу послушал до релиза новый материал этого вот артиста! Просто бомба, чувак! Это дерьмо разорвет и перевернет игру!». Вот эти анонсы анонсов и «вот мое дерьмо е***ь с этим» это у русских реперов называется ПРОМО. Классика описанного выше — это легендарная продуманная от и до жидомасонская стратегия Оксимирона по построению империи с нуля, когда он начинает в своем твиттере лютый форс артиста, проданного Илье Мамаю в рабство под процент. Так сейчас происходит с Томасом Мразом, на этом было построено все его промо гиен и змей из «ЛСП», по мотивам которого он потом записывал часовое видео «как много он дал Олегу». Браво, Мирон. А чего только стоит промо нового трека артиста «Букинг Машин», когда сам Оксимирон и его менеджер пляшут под этот трек 15 секунд на видео. Айзеншпис, дожив до наших дней, умер бы от шока, узнав об этой гениальной технологии.


На данную тему у меня припасена моя любимая история про Beyonce и ее промо. Кстати, у мисс Картер в команде менеджмента более ста человек, во многом благодаря этому она Beyonce.

A post shared by Beyoncé (@beyonce) on



В 2013 году Би и ее лейбл Columbia Records сделали дерзкий выпад в сторону классической маркетинговой политики и продвижения. Вдруг, без анонсов, пресс-релизов, без активного промоушна и раскрутки, без слива инсайдов по ходу написания материала, без твитов «сейчас вот уже заливаем» вышел пятый студийный альбом Beyonce.

1200px-Beyoncé_-_Beyoncé.svg.png


Причем купить его можно было в айтюнсе только целиком. На чистом эффекте внезапности и без акцента на отдельных синглах, на которые обычно артисты «ставят» и «надеются», слушатель воспринимал альбом цельно. Плюс не было никакой рекламы диска, пираты не готовились к перехвату и были застигнуты врасплох. Би могла бы пойти по законам жанра и начать масштабную рекламную кампанию по раскрутке отдельных синглов, созданию ажиотажа. Как тебе такое, Илон Маск? Кстати, если третий альбом Оксимирона таки выйдет, то именно так, как описано в этом абзаце. Запомните этот твит, как говорится.

 
АНДРЕЙ
Большим и средним поп-артистам нужно четко выстраивать имиджевую политику, аудио-визуальный контент генерирует команда людей, кто-то пишет правильные посты, кто-то правильно отвечает в соцсетях, один человек договаривается о концертах, другой едет в туры с артистом, третий занимается финансами. И это тоже правильно, потому что поп-музыка это бизнес, это нормально. Как и кино, музыка бывает авторской и коммерческой. В нашем (авторском) случае, такая большая команда ни к чему, мы нормально справляемся как есть. Нам не нужно профессионально вести соцсети, накручивать лайки и в целом создавать видимости бурной деятельности. Как есть, так есть. Как артист хочет, так и будет. Всё максимально честно. Нравится это кому-либо или нет — вопрос совсем иной. Это касается творчества.



Накручивать лайки — это вообще классика. Недавно заметила, как на одном сегментированном шоу с двумя ведущими, одна из которых моя бывшая подружка, нещадно накручиваются репосты. Вдруг вместо заслуженных 16 репостов нового выпуска их стало 130. Мелочь, а приятно.

Вообще в моей любимой стране России как-то принято, что все строится из говна и палок. Музыкальный бизнес не исключение. Рассмотрим на конкретно взятом примере.

Есть артист, вышедший на уровень сбора серьезных площадок и в регионах, и в столицах. Он объявляет стадионный тур и небывалое по размахам шоу. Усиленно анонсирует его. Что мы видим в день концерта: артист нелепо ходит из сторону в сторону на фоне экрана, на котором в качестве визуала представлены всякие прикольные свистелки-перделки. Периодически за ним по сцене плетется бэк-эмси, который вообще непонятно зачем нужен. Иногда к ним присоединяется вся королевская конница, вся королевская рать, чтобы на видео для инстаграма круто и классно попрыгать на сцене. Напоминаю, артист в своей голове находится на серьезном уровне. Он уважаем. Между треками артист дает незапланированный, но могу предположить, что в его случае заготовленный стендап и дает пресс-конференцию по насущным вопросам. После снова задыхается в микрофон под минус, который запускается с флешки или ноутбука. Вот это бл*** шоу в Олимпийском. 



 
АНДРЕЙ
Для, скажем, организации большого концерта в «Главклубе» нужна помощь ряда профессиональных людей. У нас есть партнёр, который закрывает вопросы организации концерта — он общается с площадкой, билетными операторами, занимается промоутированием концерта в целом. Другой человек со своей командой занимается технической частью и визуальной составляющей — светом, проекциями и так далее. Мы задались целью выдумать для себя заново формат концерта, чтобы люди получили за цену билета не только рэпера на большой сцене, читающего под минус (а многим и под плюс ок), но и крутое продуманное шоу, которое принесёт гостям массу удовольствия по всем фронтам. В одиночку это сделать никак не получится. Поэтому мы со своей стороны активно занимаемся репетициями и переосмыслением звучания, а команда, отвечающая за шоу, генерирует идеи по визуальной подаче. Мы тесно связаны в этом труде — пробелы одних сразу становятся пробелами других. Но по тому, как это всё продвигается, у меня есть ощущение, что это будет один из лучших концертов своего формата.
Я немного рад тому, что люди воспринимают концерт, шоу или театральное представление как что-то, что возникло само по себе. Так и должно быть, для них это праздник. Мало кому интересно, как было приготовлено блюдо в ресторане, кто это делает и сколько он этому учился — важен только результат. Это хорошо, я немного завидую такому подходу, потому что сейчас для меня и моих коллег поход на концерт — чистой воды экспертиза и анализ того, что и как происходит. Иначе зачем мне было ходить на концерт Ольги Бузовой? Чистое любопытство, профессиональный интерес. В общем-то это и есть продюсирование, и Хаски, безусловно, продюсерский проект. Только продюсером выступает сам Хаски, а мы ему все в этом помогаем.

ДИМА
Продюсерский проект — клише. Под этим названием имеют в виду проекты, где артист не принимает участия в создании своей музыки и не понимает, как двигаться, чтоб быть интересным публике.



У меня, кстати, есть многолетний опыт работы продюсером на телевидении. Я делала программы и фильмы из сетки вещания федеральных каналов. Я хорошо осведомлена в том, что такое продюсер. И когда Хаски пытаются уличить в том, что он коммерческий проект, я смеюсь, бьюсь головой о стену и жду скорую из-за сотрясения, а после у меня выявляют патологию мозга, диагностируют БАР и я пишу эту колонку, лежа в клинике неврозов в палате под нейролептиками.

Про продюсерские проекты у меня тоже есть замечательная история, связанная с женой Джей Зи. Бейонсе однажды взяла да и уволила своего отца Мэтью Ноулза с должности менеджера, а после стала во главе самой себя и наняла саму себя на должность своего продюсера и сама руководит своей командой.

Бейонсе эксклюзивно только для моей колоночки дала комментарий — звонила ей сегодня утром такая але подружка как дела она такая Сонь че не заезжаешь? Давно тебя не видно.

A post shared by Beyoncé (@beyonce) on


Бейонсе, артистка

  Я основала свою компанию. Когда я решила стать собственным менеджером, мне было важно не идти на поклон в одну из крупных корпораций. Я хотела пойти по стопам Мадонны и стать самостоятельным предприятием, создать собственную империю и показать другим женщинам — когда достигаешь определенного момента в своей карьере, не надо подписывать контракт с кем-то другим и делиться своими деньгами и успехом. Все можно делать самой.


Есть продюсер, который в музыкальной сфере диктует поведение и политику развития. Вот Би — сама себе продюсер. Все работают на нее и для нее. Примерно по этой схеме действует Оксимирон, после многих лет прибравший к рукам в качестве СЕО теперь уже лейбл «Букинг Машин». Кстати о лейблах.

 
ДИМА
То, что к ним негативное отношение, — это личное мнение каждого. Моя позиция более размытая. Мне кажется, что большинство начинающих молодых артистов заинтересованы в сотрудничестве с лейблами. На мой взгляд, лейбл — это во-первых, грамотный менеджмент, во-вторых, построение концертной деятельности артиста, в-третьих, это доступ артистов к онлайн-дистрибьюции. У нас не все правильно совмещают эти 3 фактора, поэтому количество хороших (имхо) лейблов можно сосчитать по пальцам одной руки.



Тем не менее Макс Корж был бы Максом Коржом и без «Респект Продакшн», Скриптонит Скриптонитом и без «Газгольдера». «ЛСП» был и стал бы «ЛСП» и без твиттера Окси. Разве что Эмси Дони не смог бы без «Блэкстара», потому что он никакущий. Есть харизма и сильный материал — они сами на тебя работают и без вышестоящих инстанций.

 
АНДРЕЙ
Контракты это хорошо. Надо всегда заключать договора, чтобы не возникало лишних вопросов и обид. С другой стороны, будь я артистом, мне было бы очень стрёмно подписывать договор какого-нибудь лейбла, который обязывал бы меня работать, выпускать определенное количество материала в год, давать концерты и тд. Ощущение замкнутости в рамках договоров, по моему мнению, может оказать губительный эффект. Художнику нужна свобода. В любом случае, любой артист должен ставить перед собой цели и определять срок их достижения. Нужно самоорганизовываться и работать. Но ощущение того, что ты в любой момент можешь всё бросить и начать свою жизнь заново, должно оставаться. Так намного легче жить и созидать. Мысль должна созревать и обретать форму в виде музыки, стихов, картин, чего угодно, поэтому лучше раз в три года, условно, выпускать реально крутой материал, чем штамповать самоповторы и клише.



Истории, когда менеджер и реализует свой творческий потенциал, как Шаво из SOAD, и становится полноценным участником группы — исключение. Обычно менеджеры артиста прекращают быть менеджерами артиста, потому что ссорятся из-за тысячи причин. Профессионалы всегда стараются обезопасить себя контрактами, юристами и официальными бумагами с подписями. И контракты эти надо составлять и читать внимательно обеим сторонам, приходя к наиболее удобному для всех варианту без компромиссов для одной из сторон. А то получится как у «Инвизибл менеджмента» и Нойза.

 
ДИМА
Я хорошо знаком с «ЛСП», не менее хорошо знаю группу «Мальбэк», и уверен, что никто ни в чем меня не обманет. Моя схема работы с артистом исключает возможность обмана с чьей-либо стороны.
Если у артиста с менеджером портятся отношения — никакой контракт их не спасет. Со своими артистами я подписываю только издательские документы, чтоб всё было юридически правильно в отношении издательства.



Но я бы посоветовала все-таки составить контракт. Потому что это моя колонка, Дима, заведешь себе свою колонку на MTV, тогда и поговорим. Тут МОЯ КОЛОНКА, СЛЫШИШЬ???? Тут только мое мнение авторитетно и что ты мне сделаешь я в другом городе, за мат извини.

В завершение этой диссертации по теме «менеджмент в русском репе» хотелось бы вспомнить Малькольма Макларена, менеджера «Секс Пистолз», который не дожил до момента, когда его сын сжег уникальную панк-коллекцию вещей группы Sex Pistols, которая стоила 5 миллионов фунтов стерлингов. Уважаемые труженики музыкального тыла, желаю вам, чтобы однажды ваши сыновья сожгли все артефакты существования русского репа.


Не держи это в себе!

Вход
регистрация
Забыли пароль?

восстановление пароля

Введите почту, к которой привязан ваш аккаунт и мы отправим на нее пароль